круглосуточно
+7 (495) 739 52 00

МОСКОВСКИЕ АЭРОДРОМЫ КОНСОЛИДИРУЮТ

24 Май 2012


Минтранс выбрал схему консолидации московских аэропортов и решения проблемы финансирования их аэродромных комплексов, пишет Коммерсантъ. Министерство предлагает создать новую госкомпанию, которой будут переданы госдоли в Шереметьево и Внуково, а также взлетно-посадочные полосы этих аэропортов и частного Домодедово. Компания с уставным капиталом 200 млрд руб. сможет привлекать банковское финансирование под развитие инфраструктуры аэропортов, а в перспективе — частных инвесторов. Юристы и эксперты считают проект реалистичным, но невыгодным для Домодедово.

Во вторник в Минтрансе прошло очередное совещание по поводу развития аэропортов московского авиаузла. Провели его экс-министр транспорта, советник президента РФ Игорь Левитин и действующий замминистра транспорта Олег Белозеров; присутствовали чиновники Росавиации, которые по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова искали варианты механизмов финансирования модернизации и строительства взлетно-посадочных полос, принадлежащих государству, а также представители Шереметьево, Внуково и Домодедово.

На совещании была выбрана схема, которую Минтранс планирует представить Игорю Шувалову. Она предусматривает создание нового акционерного общества, куда государство внесет все свое имущество в московских аэропортах. Это взлетно-посадочные полосы и перроны трех аэропортов и госпакеты Шереметьево (83% акций) и Внуково (74,7% — в ОАО «Внуково» и 25% — в ОАО «Международный аэропорт Внуково»). Домодедово сможет по-прежнему арендовать свои полосы и перроны.

По оценкам участников совещания, размер уставного капитала новой компании составит около 200 млрд руб., из которых в 110 млрд руб. оценивается аэродромная инфраструктура. Идеологи схемы считают, что госкомпания подобного масштаба может легко привлечь кредиты для развития инфраструктуры, на которое не хватает денег в бюджете. В перспективе не исключено привлечение частного инвестора, причем, как говорят в правительстве, это может быть и компания с иностранным капиталом.

Чтобы реализовать утвержденный сценарий, требуется корректировка действующего указа президента от 1993 года N2284, в котором в список не подлежащих приватизации объектов входят аэродромы федерального значения. Для этого требуется новый указ президента, который исключит из списка аэродромы Внуково, Шереметьево и Домодедово.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает схему Минтранса «вполне жизнеспособной» и перспективной с точки зрения привлечения кредитов на развитие аэропортовой инфраструктуры. В то же время, уточняет эксперт, «абсолютно очевидно, что вопросы привлечения средств на строительство новой полосы в Домодедово для данной госкомпании не будут приоритетными».

Однако газета «Ведомости» пишет, что государство и аэропорт «Домодедово» смогли договориться о строительстве новой взлетно-посадочной полосы. Для этого владельцы аэропорта подарят государству землю, а само «Домодедово» и правительство потратят по 14 млрд руб. на строительство полосы. Таким образом, альтернативный оператор в «Домодедово» не появится.

Новая взлетно-посадочная полоса в «Домодедово» будет построена до 2015 г., сообщил «Ведомостям» источник в Росавиации. Соглашение о ее строительстве ведомство подписало с аэропортом еще в феврале этого года. Изначально по ФЦП «Развитие гражданской авиации до 2015 г.» на развитие аэродрома Домодедово было предусмотрено 18 млрд руб. Планировалось реконструировать одну из двух ВПП. Заложенных в программе средств на это хватало.

Но «Домодедово» настояло на строительстве новой полосы. У государства земель для этого нет, но они есть у владельцев аэропорта. Последние инициировали процедуру безвозмездной передачи правительству необходимых участков. Недостающие на строительство полосы и ее инфраструктуры средства будут выделены, в том числе и самим аэропортом.

Правда, позже государство рассматривало другие варианты развития «Домодедово». Так, например, 28 апреля Росавиация предлагала «Домодедово» другой договор. По нему нужно было инвестировать в строительство и аэродромную инфраструктуру 40 млрд руб. до 2020 г. Львиную долю средств должно было предоставить «Домодедово». В ответ аэропорт пожаловался в Минэкономразвития, обвинив ведомство в дискриминации. В частности, на 1 руб. госинвестиций в «Домодедово» предлагается вложить 2,85 руб. частных, когда в «Шереметьево» соотношение составляет 1,03 руб. к 1,08 руб. Несогласие «Домодедово» грозило аэропорту приходом нового оператора. Желание проинвестировать 27 млрд руб. изъявил «Внуково-инвест».

В Росавиацию направлено гарантийное письмо о пожертвовании Российской Федерации необходимых для строительства ВПП земель, говорит представитель «Домодедово». Права собственности на них должны быть перерегистрированы в ближайшее время. Более того, собственники аэропорта еще в прошлом году перевели эти земли из категории сельскохозяйственных в земли промышленности, что позволяет строить на них ВПП, отмечает представитель «Домодедово».

BizavNews.ru Все новости