круглосуточно
+7 (495) 739 52 00

АОН В РЕЖИМЕ «COVID»

04 Дек 2020


На протяжении всего 2020 года словосочетание «авиация и пандемия» прочно вошли в обиход многочисленной армии журналистов. И это не странно, ведь именно авиационная отрасль пострадала, да и страдает, сильнее всех. Сегодня мы постараемся понять, как в эти сложные времена себя чувствует в нашей стране авиация общего назначения. И в этом нам поможет Генеральный директор Jet Transfer, представитель Cessna Aircraft, Beechcraft и Bell Helicopter в России Александр Евдокимов.

 

 

Александр, как COVID-19 повлиял на рынок малой авиации в нашей стране?

 Думаю, что он должен был повлиять также, как и на все другие отрасли, секторы бизнеса, направления. Авиация – это часть экономики. Но если говорить предметно, то особого влияния я не заметил. Да, отменены были многие мероприятия, слёты, выставки. Меньше стало встреч. Но глобально негативного влияния не ощущается. Пока во всяком случае.

 

Летать меньше не стали?

Сложно сказать, меньше или больше. Летают. Летают многие. Да, безусловно, пандемия как-то должна была притормозить процесс, в теории. Но на практике, мне кажется, что чего-то кардинального не случилось. Всё-таки малая авиация, или лучше сказать Авиация Общего Назначения, это именно частная история. Не общественная. Наверное, поэтому и спад особо не ощущается. Мало того, должен заметить, что спрос на приобретение самолётов в последнее время даже вырос.

 

 

Есть ли статистика по количеству полётов малой авиации по годам? Как выглядят 2019 и 2020 годы?

 

Сейчас сложно собирать статистику. Сложно с точки зрения учета всех полётов малой авиации. Инструментов для фиксирования таких цифр просто нет, а те, которыми все пользуются, недостаточно точные. Повторюсь, по моим личным ощущениям летать меньше не стали.

 

Изменился ли рынок малой авиации за последнее время?

 

Не сказал бы, что сам рынок сильно изменился. Скорее всего он уже давно пребывает в некой постоянной стадии, но при этом находится в начале своего изменения. Уверен, что в лучшую сторону. Конечно, это состояние рынка можно назвать и стагнацией, но в последнее время всё больше и больше появляется людей, которые заинтересованы в развитии малой авиации. Именно частной авиации. По разным причинам. Кто-то хочет просто летать на своём самолёте или вертолёте, кто-то хочет иметь свой аэродром, кто-то хочет заниматься техническим обслуживанием. Они инвестируют, они строят, они покупают. Это не может не радовать. Да, это не простой процесс. Многие моменты пока не отрегулированы до простых и понятных решений, чтобы таким инвесторам было бы легче, но процесс идёт. Я имею в виду процессы в законодательстве. Очень многое здесь зависит от авиационных властей. Очень важно, чтобы власти также были заинтересованы в развитии, тогда дело пойдёт быстрее.

 

На чём люди летают в России?

Если вы имеете в виду технику, то ответ простой – на всём. Традиционно, как и во всём мире, самые популярные самолёты у нас – это Цессна, а вертолёты – Робинсон. Но и все другие модели в стране присутствуют. Есть и экзотические экземпляры. Вообще, как кажется, сейчас ввозимый парк воздушных судов малой авиации в России начинает приобретать всё более понятные очертания – это популярные модели, которые имеют не очень большой возраст (10-20 лет), понятные в плане технического обслуживания и эксплуатации, ликвидные с точки зрения дальнейшей перепродажи или замены.

 

 

 

Очень много говорят в интернете и на форумах о претензиях авиационных властей к пользователям малой авиации и соответственно о недовольствах самих пользователей текущей ситуацией. Это противостояние действительно существует?

 

Да, разговоров этих много. И они действительно не очень приятные по отношению к властям. Я бы не стал называть это «противостоянием». Скорее всего это недопонимание, причем с обеих сторон. Важно ведь рассматривать две стороны медали. Любые претензии имеют свои причины. Авиационному сообществу всегда хочется, чтобы все решения проблем и вопросов были простыми, понятными и как можно меньше доставляли хлопот. Наверное, так не бывает. Уровень сложности снижать можно. Но это должен быть обоюдовыгодный процесс, чтобы в нем были заинтересованы обе стороны. Часто получается так, что диалога между авиаторами и чиновниками от авиационных властей просто нет. Нет понимания проблемы, не рассматриваются варианты решений. А часто просто друг друга никто не слышит и как следствие никаких шагов навстречу не предполагается. Если когда-то случится так, что желание прислушиваться всё-таки возникнет, то и проблемы начнут решаться быстрее и легче. Нет неразрешимых проблем, не бывает. Здесь важно взаимопонимание и уважение.

 

От властей вообще помощь малой авиации есть?

По моему мнению есть. Я бы сказал, что не только от авиационных властей, а от государства, в принципе. Если взять последние годы, то можно назвать несколько нововведений, которые очень положительно повлияли на малую авиацию в целом. Конечно, это глобальные решения, которые, возможно, не сильно повлияли на более мелкие проблемы, которые есть у авиаторов, но их пользу сложно переоценить. Я имею в виду прежде всего решение об отмене НДС для ввозимых в Россию воздушных судов. 20% от стоимости самолёта или вертолёта – это не маленькие суммы. Разве это не шаг навстречу авиаторам? Не буду утверждать, но то, что в последние пару лет в страну ввозится всё больше и больше техники, возможно есть влияние именно этого решения. Второе, чтобы я выделил как совершенно положительный момент, – это возможность регистрировать воздушное судно на основании сертификатов типа FAA или EASA, а не только те, которые имеют сертификат типа АР МАК или Росавиации. То есть появилась возможность приобрести то воздушное судно, которое хочется и получить на него российский Сертификат Лётной Годности без каких-либо проблем. Это безусловно плюс, который моментально решил массу проблем и вопросов. Насколько я знаю, сейчас готовится ещё ряд концептуальных решений и изменений, которые должны положительно повлиять на процесс развития Авиации Общего Назначения. Прежде всего это касается изменений в законодательстве. Будем надеяться, что таких решений будет больше.

 

 

Что, по Вашему мнению, сейчас является основным барьером для развития малой авиации в России?

 

Это очень сложный вопрос. Я не смогу назвать ни одного существенного барьера. Все проблемы связаны только с отсутствием диалога между авиаторами и властями. Отсутствие диалога ведет к тому, что имеющиеся сложности можно решить за счёт денег. Любые завышенные требования, которые предъявляются к малой авиации ведут к затратам. Часто они достаточно большие. Вложение этих средств делают малую авиацию менее доступной, менее интересной. Она становится дорогой. Это неправильно. Это и есть тот самый «барьер» – деньги. Многие процессы можно оптимизировать и сделать менее затратными для авиаторов, при этом сохранить необходимый и достаточный уровень безопасности и ответственности. Было бы только желание. 

 

Как Вы можете прокомментировать мнение о том, что в стране не развита инфраструктура для малой авиации?

 

Мне всегда было не понятно о какой инфраструктуре идёт речь. Что имеется в виду? Наличие аэродромов, наличие топлива, какие-то проблемы с воздушным пространством? Малая авиация — это достаточно неприхотливая отрасль. Ей не нужны какие-то серьёзные аэропорты с бетонными полосами, терминалы, хранилища ГСМ и всё остальное, что требуется для большой авиации. Если вы сейчас посмотрите на карту авиационных площадок в стране, то увидите, что их огромное количество. Да, не все они работают так как хотелось бы из-за не очень большого трафика, но они существуют. Их много. И они появляются постоянно. И чем больше будут летать маленькие самолёты и вертолёты, тем больше этих площадок будет появляться. Нет проблем с инфраструктурой в малой авиации.

 

Какие Вы сможете дать прогнозы для малой авиации на ближайшие годы? Что изменится и в каком случае?

 

Прогнозы дело не благодарное. Многие на протяжение последних лет пытались что-то спрогнозировать, но как-то всё не получается. Лично мне кажется, что хуже точно быть не должно. А если появится надежда на начало диалога с властями и возможное взаимопонимание, то будет становиться только лучше.

 

Вы считаете, что в малую авиацию можно инвестировать как в бизнес?

 

Считаю, что да, можно. Но, как и для любого другого бизнеса нужна благодатная почва. Если риск инвестиций будет высокий по любым причинам, то никто не будет вкладывать свои деньги. Сейчас ситуация очень неоднозначная. Я лично знаю многих, кто готов был бы вложить деньги в аэродром или в покупку самолёта, но глядя на то, что происходит вокруг малой авиации они воздерживаются. Наверное, правильно делают. Масса примеров, когда инвестиции в АОН превращались в проблемы и потом в пустое место. Хочется надеяться, что в будущем малая авиация станет более привлекательным местом для вложений и начнет развиваться с большей скоростью. Далеко за хорошими примерами ходить не нужно, возьмите США или Европу. Там в малой авиации всё хорошо. Сотни тысяч самолётов, аэродромов. Миллионы людей работают в малой авиации. Почему это невозможно в России?

 

Подскажите какие частные инвестиции в российскую малую авиацию можно было бы отметить за последние несколько лет?

 

Не думаю, что у меня есть точная информация для такого комментария. Знаю, что строятся очень неплохие аэродромы, знаю, что в регионах стало появляться больше частных самолётов и вертолётов, которые выполняют роль транспорта для бизнесменов. Обсуждается много разных авиационных проектов, связанных с малой авиацией, хотя, они всегда обсуждались, просто сейчас их стало больше.  

 

А Вы лично что-то инвестировали?

Моя компания занимается продажей самолётов и вертолётов. В основном инвестиции связаны с различным маркетингом, рекламой. В инфраструктуру мы не вкладываем, хотя в последнее время мы приняли решение сделать центр по техническому обслуживанию самолётов Cessna и Beechcraft. Думаю, что он откроется уже в самое ближайшее время. Хотим показать своим клиентам, что качественное техническое обслуживание — это не дорого. Пусть это будет наш вклад в развитие Авиации Общего Назначения в России.

 

bizavnews.ru Все статьи